РАЗРЕШЕНИЕ НА ОРУЖИЕ
 

                          ЗАКОНЫ
 

               ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЧОП
 

     ОТВЕТЫ НА ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ
 

По материалам парламентских слушаний: «Актуальные вопросы применения законодательства об охоте»

16.05.2011 13:43

В стенах Государственной Думы РФ в середине апреля на парламентские слушания собрались охотники, профессионалы-охотоведы, работники государственных учреждений управления охотничьим хозяйством, представители ведущих общественных охотничьих организаций, представители прессы.

Надо отметить, что парламентские слушания на охотничью тематику состоялись впервые в нашей истории. Причиной послужило внесение ряда поправок к закону «Об охоте…», приятному около года тому назад. О несовершенстве этого нормативного акта уже много писали и говорили на страницах нашего и других изданий. Уже в первое время его правоприменительной практики и государственные, и общественные охотничьи организации столкнулись с целым рядом проблем, вызванных, мягко говоря, неудачно сформулированными в законе положениями. И вот теперь эту ситуацию попытались исправить.

К сожалению, в первом чтении поправки к закону не прошли. И вот теперь в Думе собрали профессионалов, чтобы еще раз сверить сформулированные группой депутатов поправки с их авторитетным мнением. И, надо сказать, слушания оказались весьма полезным и серьезным мероприятием. Много было высказано наболевшего. Точно обозначились острейшие проблемы сегодняшнего охотничьего хозяйства в России.

Все выступления стенографировались, велась подробная запись самого заседания, и теперь есть надежда, что все заинтересованные лица при желании смогут обратиться к материалам слушаний, чтобы руководствоваться ими во время принятия решений.

Так о чем же говорилось на этой парламентской встрече?

Россия — страна с огромным охотничьим потенциалом. С этим утверждением трудно спорить. Однако, ее охотничьи ресурсы и прежде использовались недостаточно, а в настоящее время и вовсе оставлены без внимания. За последние пару десятков лет экономическая ситуация в стране резко изменилась. И вплоть до принятия закона «Об охоте…» не существовало никакой нормативной базы, чтобы адаптировать охотничье хозяйство к современной ситуации. Все прежние законодательные акты были приняты во времена развитого социализма либо основаны на документах, которые были приняты в те времена. Уже сам факт принятия закона «Об охоте…» в этих условиях являлся несомненным достижением.

Сегодня с большим сожалением приходится констатировать, что охотничья отрасль в России находится в плачевном состоянии. Но она существует! Любой здравомыслящий руководитель высокого ранга должен отдавать себе отчет в том, что наши граждане хотят и будут охотиться. Несмотря ни на что. Ведь охота — это исконное, традиционное занятие россиян, неистребимая страсть, увлечение, ради которого они готовы пойти (и, несомненно, пойдут!) на любые жертвы. Процесс этот неистребим. Его не остановить никакими мерами — ни демократическими, ни полицейскими.

Новый закон установил правовые основы осуществления деятельности в области охотничьего хозяйства как отрасли рыночной экономики. Его принятие пришлось на трудный переходный период передачи полномочий в новое министерство, в МПР. И мало того что сам закон, по определению, имел рамочный характер (такое бывает со многими законодательными актами), но еще и многие его нормы, оказались непродуманными, как будто их писали люди, весьма далекие от реалий ведения охотничьего хозяйства в стране.

Чтобы любой закон работал, как правило, необходимо принять и разработать целый ряд соответствующих нормативных документов, так называемых подзаконных актов, в которых должен быть определен конкретный порядок действий: те же правила охоты, инструкции и т. д. И такой порядок оправдан, ведь в случае ошибки гораздо легче изменить один из соответствующих ведомственных приказов, чем проходить долгую и обременительную процедуру внесения изменений в сам закон.

Увы, в силу известных причин закон получился во многих деталях не проработанным, что в свою очередь не дает возможности адекватно формулировать нормативные документы, а следовательно, не дает нормально государственным организациям работать, а гражданам осуществлять свои права. С чем, собственно, и столкнулось большинство охотников в минувшем охотничьем сезоне. Правоприменительная практика показала, что зачастую возникают ситуации двойного трактования норм, невнятно прописанных в законе, что приводит к возникновению справедливого возмущения в охотничьей среде.

Итак, уже в первый год стало совершенно ясно, что в закон необходимо вносить изменения, поправки. Их можно разделить на две группы. Первая — меньшая по объему, но весьма срочная группа поправок, без которых невозможно нормально работать уже в самое ближайшее время, как говорится, даже «уже вчера». Это те поправки, которые касаются порядка заключения охотхозяйственных соглашений и действия долгосрочных лицензий до истечения их срока, формы и порядка выдачи разрешений на пользование объектами животного мира, о сроках замены (выдачи) охотничьих билетов единого государственного образца, о необходимости прохождения испытаний на знание норм охотничьего минимума (экзамена) и т. д. Об этом подробно писала «РОГ» по материалам второго заседания Совета по охоте МПР.

Большая часть этих поправок как раз и была внесена группой депутатов, успешно разобравшихся в ситуации, в виде проекта Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон Об охоте…». В их обсуждении принимали участие широкие слои охотничьей общественности, их решительно поддержал Совет по охоте МПР. К сожалению, как уже было сказано, проект Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон Об охоте… № 209» не прошел в первом чтении.

От лица оппонентов внесения поправок в закон на слушаниях выступил советник правового Управления администрации Президента РФ П. Н. Павлов. По его мнению, никакой срочности в решении этого вопроса нет. Принятые в законе нормы логично вытекают из других законодательных актов — Постановления Правительства РФ «О порядке добывания…», ФЗ «О животном мире», Лесного кодекса, Закона об оружии и проч. И надо не спеша, последовательно согласовывать все необходимые для изменения нормы со службами соответствующих ведомств МПР, МВД, Рослесхоз, ФНС и другими.

Ему аргументированно и весьма убедительно возражали все прочие выступавшие на слушаниях представители охотничьих организаций, занимающиеся практическим решением всех многосложных проблем, ежедневно возникающих в их работе. Каждый из них, останавливаясь на основных, наиболее болезненных моментах, в общем говорил о необходимости корректировки основных положений закона к реальным условиям работы на местах.

Их выступления одно за другим подтверждали необходимость вышеперечисленных изменений, одновременно формируя другую группу поправок — более обширную, но в то же время не столь безотлагательную. Здесь уже есть время и необходимость разобраться концептуально, что мы хотим получить в результате применения закона в будущем? Какая из концепций будет наиболее приемлема для нашей страны? Какова в итоге должна быть государственная программа развития охотничьего хозяйства?

Говорилось (уже в который раз!) о необходимости создания специального государственного органа управления охотничьим хозяйством. Об определении роли различного толка общественных организаций как традиционной в России форме участия охотничьей общественности в ведении охотничьего хозяйства. Об острейшей проблеме охраны охотничьих угодий и эффективной борьбе с браконьерством. Об укреплении государственного охотничьего надзора и воссоздании института общественной охотничьей инспекции. О необходимости еще раз внимательно рассмотреть нормы (количественные и качественные) образования так называемых общедоступных угодий общего пользования в регионах. О порядке ведения охотничьего хозяйства в этих зонах. О возможности производства отдельных видов охоты в так называемых «зеленых зонах». О необходимости подготовки профильных специалистов в вузах страны. Представители регионов Сибири, Дальнего Востока и Приморья говорили о реальных потребностях малочисленных народов крайнего Севера, их правах в части охоты для личного потребления и одновременно о невероятных трудностях обеспечения контроля и реализации норм закона на необозримых пространствах угодий Сибири и Дальнего Востока.

Отмечалось, что крайне важно откорректировать ряд формулировок, которые в дальнейшем позволят адекватно готовить соответствующие нормативные акты. Например, о перечне охотничьих видов животных, отнесенных к объектам охоты, о любительской, спортивной и трофейной охоте, об охотничьем собаководстве, охоте с ловчими, манными птицами, о дичеразведении…

Закрывая слушания, председательствующий — заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам В. Г. Малеев в частности сказал, что профильный Комитет Госдумы понимает и поддерживает озабоченность всех выступавших за судьбу отечественного охотничьего хозяйства и готов поддерживать их в борьбе за справедливое решение вопроса в рамках конституционного поля. Надо только в многообразии всех вопросов выделить приоритетные направления, обозначить те из них, которые требуют действительно незамедлительного решения и на них сосредоточить все усилия.

Для этого в Государственной Думе уже создана специальная рабочая группа по обсуждению необходимых изменений в охотничьем законодательстве. Она будет и дальше продолжать свою работу. А в самое ближайшее время все материалы слушаний будут рассмотрены на заседании Комитета, и работа над совершенствованием закона «Об охоте…» будет продолжена. А значит, у российских охотников снова появится надежда. Надежда на то, что и у нас со временем будет в стране цивилизованное, развитое охотничье хозяйство.

©2018, DEFENDS.RU Все права защищены Технология «Сайт-Менеджер»